Тощенко Жан Терентьевич
Член-корреспондент Российской академии наук,
Доктор философских наук, профессор, главный редактор Журнала РАН «Социологические исследования»,
Декан и зав. Кафедрой теории и истории социологии социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета
 
 
Главная страница
Список научных трудов
Публикации
Учебные дела
Биография
Контакты

Публикации

Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник

Область: Социология / Политология

Дата: 19.03.2009 , Издательство: ЮНИТИ-ДАНА


Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник /Под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: ЮНИТИ_ДАНА. 2009. 487 с. ВВЕДЕНИЕ Тезаурус – это систематизированная совокупность данных об социологическом знании, представленном в виде ключевых, значимых слов (понятий), соотнесенных между собой по одному из оснований и позволяющий человеку или машине ориентироваться в ней. Тезаурус можно уподобить своеобразному словарю, справочнику и даже энциклопедии, но в то же время существенно отличающегося от них. Если энциклопедии претендуют на универсальное изложение сведений той или иной отрасли знания, осуществляют всеохватывающую экспансию на всю относящуюся к избранному предмету информацию, то в словарях находят отражение сконцентрированная и прошедшая апробацию терминология, характеризующая сущность, специфику и особенности соответствующей отрасли научного знания. В словарях или словарях-справочниках как правило даются представления о специальных областях знания, которые излагают в алфавитном порядке все относящиеся к данной сфере понятия (термины). В справочниках наряду с объяснением необходимой информации осуществляется ее комментирование Особую роль среди этих справочных научных изданий занимают тезаурусы, которые выступают как совокупность базовых понятий по той или иной отрасли науки. «В тезаурусе в отличие от обычного толкового или энциклопедического словаря слова расположены не по алфавиту, не в формальном порядке, а в порядке их смысловой близости, ассоциативной и концептуальной связи, относимости к одному семантическому гнезду» (М.Эпштейн). Для авторского коллектива такой концепцией, объединяющей замысел по подготовке тезауруса, стала концепция «социологии жизни», которая получила обоснование в работах Ж.Т.Тощенко. В соответствие с этим методологическим подходом настоящий тезаурус вбирает в себя, во-первых, систематизированное изложение основных понятий, отражающих данную концепцию, во-вторых, претендует на изложение сущностных основных понятий, без которых немыслимо представление о социологической науке, в-третьих, все они строятся по единому логическому основанию. И наконец, тезаурус олицетворяет единство научного и прикладного знания, ибо каждое понятие имеет не только теоретическую, но и эмпирическую трактовку. Настоящее издание является фундаментальным специфическим изданием, так как подготовка тезаурусов, также как и энциклопедий, словарей, справочников - сложный и трудный процесс, требующий значительного напряжения усилий, которые бы в концентрированном и сжатом виде позволили изложить содержание науки или отрасли научного знания. Поэтому они появляются не так часто, как другие виды научного знания. Не является исключением и жизнь этих изданий в социологической науке. Напомним, что первый словарь по современной отечественной социологии появился почти 20 лет спустя после возрождения этой науки, если точкой отсчета считать образование Советской социологической ассоциации в 1958г. Это был «Краткий словарь по социологии» под ред. Д.Гвишиани и Н.Лапина и вышедший в 1978г. Затем последовал «Социологический словарь», подготовленный белорусскими социологами и изданный в Минске под ред. Г.П.Давидюка в 1982г. За ним последовало появление «Социологического словаря» в Киеве под ред. В.И.Воловича. Значительной вехой, наиболее полно отразившей результаты и наработки отечественной социологии, стал «Энциклопедический социологический словарь», изданный в 1995г. под ред. Г.В.Осипова. Это был результат многолетней работы основных социологических сил, которые имелись в то время в отечественной социологии. Этот словарь и до сих пор сохранил свою ценность и является по сути дела первым уникальным изданием такого рода. Он неоднократно переиздавался в различных вариантах, в том числе и на иностранных языках. В 2003г. на пятом десятке лет существования российской (советской) социологии вышла в свет «Социологическая энциклопедия» под ред. В.Н.Иванова (автор проекта Г.Ю.Семигин), которая достаточно объемно и всесторонне вобрала в себя наработанные к тому времени исследования социологов страны, включив в свой состав несколько тысяч слов. Специфика настоящего издания состоит в том, что он представляет еще один важный вариант энциклопедий и справочников – тезаурус, который имеет две основные цели. Во-первых, дать единое логически последовательное изложение основополагающих социологических понятий, исходя из концепции «социологии жизни», что позволяет дать картину жизни (в отличие от нарратива, который претендует на изложение истории жизни). Во-вторых, дать руководство как для практикующих социологов, так и для будущих специалистов, избравших своей профессией социологическую специальность, ибо в реальной повседневной практике они оперируют именно этими понятиями и категориями. Так как авторы тезауруса исходят из концепции социологии жизни, предполагающей анализ предмета социологии как особый срез нашего сознания и видения социальной реальности, то основной массив материалов посвящен анализу тех основных понятий, которыми социолог пользуется в повседневной работе и которые позволяют видеть не только теоретическую, но и эмпирическую их трактовку. Поясним нашу позицию. Исходя из того, что тезаурус охватывает базовые понятия «социологии жизни», он воплощает в себе особое логически выверенное изложение социологического знания в единстве научного их обоснования и апробированного опыта, накопленного в социологии к настоящему времени. В этом одно из принципиальных положений данного издания. Мы не даем понятия, которые подвергаются только теоретической или эмпирической трактовке. Поэтому в тезаурусе представлены только такие понятия, которые наполнены глубоким научным смыслом и одновременно являются руководством для прикладного исследования. Первая часть начинается с краткого знакомства с генезисом идей социологии, определения объекта и предмета наук, ее уровней, структуры и функций. В контексте этого подхода читатель знакомиться с основными компонентами социологической структуры сознания (информация, знание, мнение, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.д.). В этом же разделе анализируются специфические формы сознания – идеология, социальное настроение, стереотипы, архетипы, интуиция и т.д. Особое место отводится деформированным видам сознания – отчуждению, парадоксам, аномии, кентавр-проблеме, фрустрации, депривации, стигме. А так как сознание материализуется в поведении, деятельности людей, то дается подробная характеристика их операциональных представлений в виде нормативного, адаптивного, инновационного и деструктивного (девиантного) поведения (деятельности). Этот раздел завершается теоретической и эмпирической трактовкой условий окружающей среды, ибо сознание и поведение во многом зависят от внешних условий, представленных макро-, мезо- и микросредой. Особо выделяется социальная инфраструктура, которая позволяет с позиций социологии, в единстве статистической и социологической информации представить взаимосвязь материально-вещественной среды с трудовой и общественной жизнью человека. Следующий раздел посвящен обобщающим, синтезирующим понятиям, которые формируются на более высоком уровне абстракции. Все они – социальные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальная структура, социальные институты и организации и т.д. - являются воплощением единства теоретических и эмпирических представлений, но не на механическом, а на образующем новый, более высокий уровень логических конструкций. Затем следуют анализ структурообразующих понятий, которые олицетворяют еще более высокий уровень абстракции – представления о сферах общественной жизни (такой подход коррелирует с выводами социальных философов), предусматривающий характеристику экономической, социальной, политической и духовной жизни, и соответственно компоненты каждой из этих сфер. Например, социологическая интерпретация экономики состоит из анализа проблем рынка, труда, города, деревни, демографии, миграции, экологии. Возможен учет и других компонентов экономической жизни – социальных проблем развития регионов, территорий, социальной инфраструктуры и т.д. Такое построение курса реализует еще одну важную функцию социологии - участие ее творцов и исполнителей в управленческом процессе - социологическая информация используется в процессе управления, вписана в механизм регулирования социальной жизни общества. Это особенно важно для социологического просвещения других специальностей – инженеров, учителей, специалистов сельского хозяйства и других профессий, которым в своей деятельности приходится иметь дело с людьми, управлять ими, принимать решения, исходя не только из своих личных представлений о происходящем, а из того, к чему тяготеет большинство людей как во всем обществе, так и в той организации, где работает управленец.. Нужно отметить еще одно важное методологические и методическое требование, отражающую особенность и специфику данного курса. В нем, несмотря на то, что авторы тезауруса привержены концепции социологии жизни, мы освещаем и другие подходы, существующие в мировой и отечественной социологии. Но все же, если разобраться по существу, в современный период все больше и больше отражают антропоцентрическую направленность, которая все больше и больше пробивает себе дорогу среди других направлений социологической мысли. Это тем более важно, что в истории российской (русской, советской) социологической мысли всегда ярко и четко проявлялось внимание к человеку, личности, индивиду, вполне оправданно считая их воплощением социальности реальной жизни. Этот подход нашел особенно яркое воплощение в трудах П.А.Сорокина, П.Л.Лаврова, Н. К.Михайловского, Н.И.Кареева и других представителей органической и социально-психологической школ. Идея, что человек в его социальном окружении, в реальности повседневных забот и намерений является объектом и предметом социологического анализа, разделяется многими отечественными социологами. И в этом отношении мы не находимся в стороне от мировой социологической мысли. Антропоцентрическая идея в социологии все больше и больше разделяется учеными во многих странах мира, что особенно ярко появляется в творчестве П.Штомпки, Э.Гидденса, А.Турена и др. Эти идеи получают все большее распространение. Так, в творчестве П.Бергера выражена суть современной социологии - человек в обществе, и общество для человека, что ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. К этой идеи склоняется и большинство современных российских социологов - Н.И. Лапин. Н.Н.Козлова, С.И.Григорьев, Г.В.Дыльнов и др. Поэтому вполне оправдано, что базовые понятия социологии жизни анализируются с точки зрения тех процессов, которые происходят в сознании и поведении людей, специфика проявления которых зависит от конкретных социально-экономических и политических условий их реализации. И наконец, данным построением тезауруса мы устраняем однобокое, одностороннее представление о профессии социолога. Ведь кто такой социолог? В самом расхожем представлении — это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим его людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой стороны, нет ничего печальнее отождествлять социологию со сбором мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует социологию как науку и низводит ее до некоего вспомогательного средства познания, да еще и такого, которым можно манипулировать. Это позволяет нам утверждать, что настоящее издание отражает насущную научную и прикладную потребность в познании социальных процессов и явлений в социологическом ключе. Это научное издание, во-первых, нужно тем, кто работает в этой сфере, для того, чтобы в сжатом и концентрированном виде представить поле данной науки в ее основных базовых понятиях. Оно предназначено для того, кто не может творить, не обращаясь регулярно к накопленному знанию, кто постоянно нуждается в сопоставлении своих представлений с тем, о чем размышляют его коллеги, что было до него и над чем трудятся коллеги в других странах. Во-вторых, тезаурус нужен тем, кто интересуется данной наукой, хочет социологически просветиться, кто стремится расширить свой кругозор, удовлетворяя любопытство, обогащаясь знанием того, что он не знал до сих пор, но хотел бы знать или по крайней мере представлять. Об этом в частности говорит тот огромный интерес, который испытывают многие люди к социологическим данным, публикуемым в средствах массовой информации, в сообщениях по радио и телевидению. В-третьих, в данной информации испытывают потребность коллеги из других смежных отраслей знания и работающих над сходной тематикой, но с точки зрения методов и специфики своей науки. Это знание достижений родственных наук позволяет серьезно обогатить свои представления, а также возможность использовать их в практике своей работы. И, наконец, это издание необходимо тем, кто приступает к изучению социологии, той или иной ее проблемы. Особенно это необходимо студентам, которые начинают познавать свою специальность, что требует освоения всей совокупности базовых понятий, без чего невозможно профессиональное совершенство. На наш взгляд, ключевым в знакомстве с началами социологии является понятийный аппарат. Проблема понятийного аппарата - это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершенность конструкции любой науки. Мы являемся свидетелями того, как изменяется понятийный аппарат всех наук, в том числе и социологии, как он совершенствуется, обогащается, как существующие понятия наполняются новым содержанием, как появляются новые, которые существенно корректируют и уточняют наши представления об изучаемой реальности. Настоящий тезаурус подготовлен коллективом социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета при участии ученых Российской академии наук и других университетов. Особо следует подчеркнуть, что данное издание отражает логику построения первоначального курса по социологии, который читается студентам, решившим стать профессиональными специалистами и который обычно называется «Введение в социологию», «Общая социологи» или «Основы социологии». . Таким образом, предлагаемый труд, по мнению авторского коллектива, является путеводителем для всех, кто хочет приобщиться к содержанию социологической науки, к ее системному изложению, ее проблемам, достижениям, генезису ее идей. Ж.Т.Тощенко Член-корреспондент РАН


назад

Тощенко Жан Терентьевич / персональный сайт © 2009
При использовании материалов с сайта ссылка на автора обязательна
Разработка сайта www.golovoed.ru
Rambler's Top100